ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР В ВОДЕ (плескательный бассейн)

Детский сад № 150 г. Краснодар


Перейти к содержанию

Главное меню:


ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР В ВОДЕ (плескательный бассейн)

Рекомендации специалистов > Инструктор по ФК > Консультации

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ
ПОДВИЖНЫХ ИГР В ВОДЕ (плескательный бассейн)


Игры в воде являются наиболее эффективным средством начального обучения плаванию. Они формируют у детей самые первые, необходимые для плавания движения, дают начало развитию физических качеств. С помощью подвижных игр в воде воспитываются воля, характер, чувство товарищества. Важнейшее значение этих игр состоит в том, что они одновременно развивают моторную и психическую сферы деятельности ребенка.
Сам по себе приход ребенка в бассейне и первый вход в воду создают значительную эмоциональную нагрузку. По этому, желательно провести с детьми предварительные беседы, в которых объяснить необходимость умения плавать для каждого человека, рассказать о том, что плавание – наиболее эффективный вид физической культуры для укрепления здоровья, а также – об огромном удовольствии, доставляемом плаванием.
Выбор игры определяется следующим:
• Количественным и возрастным составом групп, их физической подготовленностью;
• Конкретной задачей занятия;
• Температурными условиями (при температуре воды ниже 18 градусов проводить игры в воде нельзя; температура воздуха должна быть на 5 – 10 градусов выше температуры воды; при температуре воды 18 – 23 градуса можно проводить продолжительные игры с большим количеством интенсивных движений);
• Наличие необходимого инвентаря и оборудования.
Для организации игры инструктор должен:
• Продумать подготовку к игре и ее ход;
• Не допускать проявлений излишнего азарта, нечестного поведения;
• Строго следить за соблюдением правил игры;
• Роли среди участников распределять предварительно, с учетом характеров и степени подготовленности;
• Продумать дозировку нагрузки в игре.
Проведение игры:
• Перед объяснением целесообразно разместить участников в том положении, из которого начнется игра;
• Для себя инструктор должен выбрать место, с которого видны все участники, руководить действиями и направлять их ( в случае необходимости самому принять участие в игре);
• Объяснение игры должно быть кратким, логичным, динамичным, с интонационными оттенками, но излагаться спокойно, в некоторых случаях следует подчеркнуть наиболее важные моменты игры;
• Терминология рассказа об игре должна быть рассчитана на возраст и словарный запас играющих и сопровождаться жестикулярным показам;
• При объяснение игры необходимо учитывать настроение и состояние участников; при ослаблении внимания следует сократить рассказ и сделать его еще более образным и выразительным.
План объяснение игры:
1. Название игры.
2. Цель игры.
3. Правила игры.
4. Название команд, место их расположения.
5. Основные принципы подведения итогов.
Руководство игрой:
• Подать сигнал: «Начать игру!»
• Следить за выполнением правил игры, напоминая в ходе игры о необходимости их выполнения;
• Остановить игру резким, настойчивым сигналом.
• Добиваться сознательной дисциплины.
Дозировка нагрузки в игре:
Необходимо учитывать предшествующую нагрузку, настроение и состояние занимающихся, температурные условия. Регулировать нагрузку следует перерывами, которые нужно использовать для дополнительных объяснений или поправок. Окончание игры должно быть своевременным, продолжительность игры зависит от количества участников, возраста. Желательно, чтобы участники приобрели определенный навык, но не переутомились.
Во время проведения занятий необходимо соблюдать основные правила:
• Инструктор обязан занимать такое место, с которого все время видны все дети;
• Проводить занятие в воде надо в купальном костюме;
• Если ребенок не совсем здоров, входить в воду ему не рекомендуется;
• Дети допускаются в воду не ранее, чем через час после приема пищи;
• Перед занятием дети должны посетить туалет;
• При появлении признаков охлаждения (озноб, посинение губ, «гусиная кожа) ребенка необходимо срочно удалить из бассейна и принять меры: горячий душ, энергичные движения руками и ногами, растирание махровым полотенцем, теплая одежда.
• Необходимо категорически запрещать сталкиваться в воде, брызгать в лицо;
• В целях избежание переутомления не перегружать занятия чрезмерным количеством игр;
• Объяснить детям, что уход с занятий только с разрешения, запрещать, излишни громкие выкрики;
• Категорически запрещать ложно звать на помощь.
Лучше, когда правила поведения в воде разъясняет воспитатель детского сада. Инструктор только напоминает о них.


ИГРЫ.


1. ИГРЫ, ЗНАКОМЯЩИЕ СО СВОЙСТВАМИ ВОДЫ


1.1 «Хождение по дну»
Подготовка: дети стоят по росту, впереди самый маленький.
Описание:
a) «Невод» - дети идут по дну, держась за руки;
b) «Ледокол» - то же, спрятав руки за спину;
c) «На парусе» - то же, на носках, бесшумно;
d) «Лодочка на веслах» - то же, помогая гребковыми движениями рук;
e) «Задний ход» - то же, двигаясь назад и помогая руками;
f) «Мы пловцы» - то же, наклонившись вперед соединённые в кистях руки.
Правило: внимательно слушать инструктора, четко выполняя все его задания.
Методические указания: обязательно поощрять ребенка за правильное исполненное упражнение.

1.2 «Состязания в ходьбе»
Подготовка: играющие выстаиваются в воде в шеренгу.
Описание: по сигналу дети с поднятыми руками устремляются к цели.
Правило: нельзя опускать руки в воду.
Варианты: передвижение назад, боком.
Методические указания: рекомендуется проводить игру с робкими детьми 3-4 лет.

1.3 «Лови»
Подготовка: Играющиевыстраиваются в шеренгу или по кругу.
Описание: по команде дети убегает инструктор старается их догнать.
Правило: дети не должны мешать и толкать друг друга.
Методические указания: если дети подготовлены не достаточно, то игра проводится шагом

1.4 «Тише едешь дальше будешь»
Подготовка: Играющие выстраиваются в шеренгу с предметом на голове.
Описание: по команде дети должны перейти к другому краю бассейна не уронив предмет с головы.
Правило: дети не должны мешать и толкать друг друга.
Варианты: идти вперед, боком приставными шагами, задом.

1.5 «Поймай воду»
Подготовка: Играющие выстраиваются в шеренгу или по кругу.
Описание: по команде инструктора «Поймай воду!» дети вытягивают руки вперед, опускают их в воду, соединяют под водой кисти, сжимают пальцы; зачерпнув воду, дети поднимают руки над поверхностью воды; инструктор проверяет наличие воды в руках.
Правило: если вода течет из рук, инструктор говорит: «Ой какие дырявые, ну-ка зачерпни еще раз!»
Методические указания: дети самостоятельно контролируют правильность положения пальцев рук.

1.6 «Полоскание белья»
Подготовка: Играющие выстраиваются в шеренгу или по кругу, в положении «ноги врозь на ширине плеч»
Описание: наклонившись вперед, опустив руки в воду до плеч; дети поочередно выполняют движения прямыми руками вправо, влево, вперед, назад.

1.7 «Цепочка»
Подготовка: Играющие выстраиваются по кругу.
Описание: по команде «Начали» дети, взявшись друг друга впереди стоящего за пояс, передвигаются по кругу.
Правило: дети не должны мешать и толкать друг друга.
Варианты: можно перемещаться «змейкой» или «противоходом».
Методические указания: Если разрывается цепочка, игра начинается заново.

1.8 «Переправа»
Подготовка: Играющие выстраиваются в 2 шеренги или по кругу.
Описание: по команде все вместе начинают «переправляться» «на другой берег». Продвижению дети помогают себе гребковыми движениями рук, приговаривая хором: «Толкаюсь, толкаюсь руками о воду. Вода помогает мне выбрать дорогу».
Правило: дети не должны толкать друг друга и брызгаться.
Варианты: Можно двигаться назад, боком.
Методические указания: Следить чтобы пальцы рук были сомкнуты. Пояснить разницу между гребком рукой сомкнутыми и разъединёнными пальцами.

1.9 «Великаны и карлики»
Подготовка: Играющие выстраиваются в колонну по одному.
Описание: ходьба на носках, руки вытянуты вверх, голова прямо (фиксация осанки). Это «великаны». Затем ходьба в полуприсядем, руки фиксированы то на поясе, к плечам, «крылышки», сзади. Это «карлики».
Правило: дети не должны мешать и толкать друг друга.

1.10 «Щука»
Подготовка: выбрать водящего «щуку»
Описание: дети ходят в произвольных направлениях, помогая себе руками, изображая рыбок. «Щука» стоит спиной. По сигналу: «Щука» - дети останавливаются и приседают с разным положением рук и фиксированной осанкой. «Щука» внимательно следит за выполнением задания: «рыбку, которая неправильно выполнила задание, считается пойманной и становится «Щукой»
Правило: дети не должны мешать и толкать друг друга.
Варианты: одновременно могут выплывать две – три «Щуки».
Методические указания: инструктор тоже может быть «Щукой»

1.11 «Мельница»
Подготовка: Играющие выстраиваются по кругу.
Описание: по команде «Мельница работает» дети накланяются вперед и начинают делать круговые движения руками вперед.
Правило: дети не должны мешать и толкать друг друга.

1.12 «Море волнуется»
Подготовка: Играющие выстраиваются в колонну.
Описание: по команде «Море волнуется » дети передвигаются в рассыпную. По команде «Ветер стих, море успокоилось» дети должны построится в колонну, каждый на свое место. Игрок, не нашедший свое место, отмечается как невнимательный.
Правило: дети не должны мешать и толкать друг друга.
Варианты: можно использовать построение в круг, в шеренгу и т.д.

1.13 «Крокодил»
Подготовка: Играющие выстраиваются по кругу, в шеренгу.
Описание: «крокодил» - дети передвигаются по дну на руках вперед; «раки тоже назад крабы тоже влево и вправо.
Методические указания: подбородок должен быть постоянно над водой, передвижение на прямых руках.

1.14 «Лягушки и цапля»
Подготовка: Играющие выстраиваются по кругу.
Описание: «Мы лягушки, мы квакушки , мы зеленые подружки долго квакаем с утра – «ква-ква-ква» (приседание в воду ); движение повторяют 4-5 раз. Инструктор – «Цапля» : «По болоту я шагаю и лягушек я хватаю – хап, хап, хап,; а потом я их глотаю».
Правило: дети не должны мешать и толкать друг друга.

2. ИГРЫ, СПОСОБСВУЮЩИЕ ПРЕОДОЛЕНИЮ ВОДОБОЯЗНИ


2.1. Игры с мячом.
Подготовка: Играющие выстраиваются в круг.
Описание: по команде , по кругу передают мяч.
Правило: кто и играющих упустил тот проиграл.
Варианты: Можно бросать.

2.2 «Клад»
Подготовка: Играющие взявшись за руки, идут по кругу.
Описание: по команде все вместе останавливаются; наклоняясь, достают со дна различные предметы, каждый предмет оценивается определенным количеством очков, обратно пропорциональным его величине. Например, самый маленький оценивается наибольшим количеством очков.
Правило: дети не должны толкать друг друга и брызгаться.
Варианты: бросать следует не менее пяти предметов, предметы бросают в воду одновременно с подачей сигнала о старте.

2.3 «Жучок - паучок»
Подготовка: Играющие выстраиваются по кругу; взявшись за руки, идут по кругу. В центре круга становится водящий «Жучок – паучок».
Описание: Играющие произносят: «Жучок – паучок вышел на охоту, не зевай, поспевай, прячьтесь все в воду». С последними словами все приседают в воду, а кто не успел, тот становится водящим.

2.4 «Дровосек в воде»
Подготовка: Играющие выстраиваются в одну шеренгу или по кругу.
Описание: стойка – «ноги врозь» пошире, руки вверх. Наклоны туловища вперед с маховыми движениями рук вниз – назад. Руками ударять о воду поднимая брызги.
Правило: Глаза все время открыты, нельзя вытирать лицо от брызг.
Варианты: стоя спиной внутрь круга; парами спиной друг к другу
Методические указания: для детей 3-4 лет

2.5 «Качели»
Подготовка: Участники становятся парами воде лицом друг к другу.
Описание: сначала один держась за руки другого приседает, встает одновременно приседает другой.
Правило: нельзя дергать и задерживать товарища.
Варианты: можно игрокам становиться спинами и наклоняться вперед назад в сторону.
Методические указания: игра повторяется 8-10 раз.

2.6 «Поиск жемчуга»
Подготовка: Играющие выстраиваются по кругу.
Описание: инструктор разбрасывает мелкие предметы, которые можно достать пальцами ног. Участники, не наклоняясь по сигналу, нащупывают предметы стопами и достают пальцами ног, перекладывая в руку.
Правило: Выигрывает тот, кто больше достал жемчуга.
Методические указания: повтор 3-4 раза.

3. ИГРЫ, ОБУЧАЮЩИЕ ВЫДОХУ В ВОДУ


3.1 «Плавающая мина»
Подготовка: На воду кладут гимнастический обруч, вокруг которого распалагают2-4 игроков. В середину обруча опускают плавающую игрушку («мину»).
Описание: играющие сильно дуют на «мину», стараясь отогнать ее от себя, как можно дальше.
Правило: если игрушка коснулась обруча «мина взорвалась». Тот, с чей стороны было касание выбывает из игры. Игра продолжается до объявления победителя.
Методические указания: игра продолжается не более одной минуты.

3.2 «Остуди чай»
Подготовка: Играющие сидят в воде «по-турецки» по кругу.
Описание: Складывая губы трубочкой, занимающиеся дуют в воду, как на горячий чай.
Правило: стараться делать как можно более продолжительный выдох: следить, чтобы вода сильно бурлила.
Варианты: имитировать – «держа в руке блюдечко или чашечку»
Методические указания: следить за тем, чтобы дети не закрывали глаза.

3.3 «Морской колобок»
Подготовка: Дети становятся в бассейне в круг, инструктор в центре круга. Один из игроков держит надувной шарик перед собой.
Описание: По команде «Покатился!» игроки по очереди дуют на «колобок», стараясь, чтобы шарик скользил по кругу. После того как «колобок» трижды обойдет круг, подается команда «Скок», игроки отдыхают, после чего игра повторяется еще 2 раза.
Методические указания: игроки находятся на расстоянии достаточном для,того, чтобы струя выдуваемого воздуха передвигала шар.

3.4 «Резвый мячик»
Подготовка: Дети становятся в шеренгу, затем ложатся, опираясь руками в дно, теннисный мячик на поверхности воды перед ртом.
Описание: дети передвигаются по дну руками, делая интенсивные выдохи и стараясь отогнать мячик как можно дальше от себя. По команде все останавливаются и перестают дуть. Выясняется, чей мячик отплыл дальше всех, это самый «резвый мячик».
Правило: нельзя мешать друг другу и дуть на чужой мячик.
Варианты: сначала проводить без продвижения на руках.
Методические указания: инструктор предупреждает детей о том, чтобы они выполняли выдох медленно.


Инструктор по ФК
Бондаренко И.В.


Яндекс.Метрика

Назад к содержанию | Назад к главному меню