Коррекция патологических поз

Детский сад № 150 г. Краснодар


Перейти к содержанию

Главное меню:


Коррекция патологических поз

Рекомендации специалистов > Инструктор по ФК > Советы

КОРРЕКЦИЯ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ПОЗ.
ПРОФИЛАКТИКА КОНТРАКТУР И ДЕФОРМАЦИЙ.


Коррекция патологических поз составляет неотъемлемую часть комплексной терапии церебральных параличей. Ее следует назначать с первых дней жизни ребенка, поскольку аномальное распределение мышечного тонуса быстро приводит к развитию контрактур и деформаций, тормозит формированию произвольной двигательной активности. Предотвратить вторичные изменения аппарата движения можно, придавая ребенку физиологическое положение с помощью специальных приемов и приспособлений, а также многократно меняя позу в течения дня.

В положении на спине. При переразгибании туловища, запрокидывание головы ребенку придают сгибательную позу (голову сгибают, подкладывая по нее подушечку). Можно класть ребенка не бок, чтобы он видел свои руки. При выраженном повышении тонуса приводящих мышц бедер у более старших детей пользуются специальными распорками или мешочками с песком, которые фиксируют в положении отведения и наружной ротации; применяют 1-2 раза в день в период отдыха. Физиологическое положение стоп обеспечивают с помощью лонгет, валиков. Преобладая в руках сгибательного тонуса можно фиксировать в разогнутом положении шинами, лонгетами, мешочками с песком.

В положении на животе. С целью коррекции под грудь помещают валик. При ассиметричной позе предметы, располагают со стороны, противоположной привычному повороту головы и выше уровня глаз. Для профилактики спазма в положении на животе попеременно фиксируют стопу одной ноги к колену другой.

В положении сидя. Чтобы удержаться в позе сидя, дети сгибают туловище и сидят на крестце, руки согнуты. Создается впечатление, что ребенок потягивается. При выраженных трудностях поддержания позы, сидя дети предпочитают сидеть на ягодицах между своими стопами, ноги при этом согнуты в коленях и ротированы во внутрь в тазобедренных суставах. Это приводит к развитию контрактур и деформаций в коленных и голеностопных суставах. Патологическое положение головы, рук корригируются, если ребенок сидит симметрично на обеих ягодицах за столом, опираясь на выпрямленные руки. Высоту стула подбирают так, чтобы стопы опирались на опору. Длина сиденья стула соответствует расстоянию от тазобедренного до коленного сустава. При ассиметричном положении туловища под ягодицу более выраженной стороны или под предплечье руки, лежащей на столе, подкладывают подушечку или мешочек с песком. Ребенку с кифозом под спину подкладывают плотную подушечку, а спереди придвигают стол с выемкой для опоры на руки. Детей со сгибательным тонусом следует чаще выкладывать на живот, ставить на ноги. Для профилактики спазма ноги при сидении должны быть разведены и ротированы кнаружи. Для этого между ногами к стулу фиксируют клин, валик, подушку, мешочек с песком. Целесообразно высаживать на лошадку, бревно, резиновые надувные игрушки, в угол комнаты. Слишком широкое разведение ног нежелательно, так как усиливается спазм приводящих мышц.

В положении стоя. Корригируя патологические позы, нужно следить за правильным положением головы по отношению к туловищу. Стопы должны находиться на опоре. Для правильной постановке стоп рекомендуется носить утяжелённые ортопедические ботинки. Чтобы облегчить выравнивание спины, согнутых бедер, ребенок сам или с помощью должен поднимать и заводить за голову руку или его выпрямленные в наружной ротации руки отводят назад пассивно. При церебральных параличах возможны нарушения походки. Для коррекции всех этих нарушений тренируют выпрямляющие реакции головы и туловища и реакции равновесия во всех положениях – сидя, на четвереньках, на коленях, стоя, при ходьбе. Необходимо обучать равномерному распределению массы тела на обе стопы.

Инструктор по физической культуре
Бондаренко И.В.

Яндекс.Метрика

Назад к содержанию | Назад к главному меню