Планирование работы учителя – логопеда по развитию речи у детей 3-7 лет с ДЦП в условиях группы кратковременного пребывания

Детский сад № 150 г. Краснодар


Перейти к содержанию

Главное меню:


Планирование работы учителя – логопеда по развитию речи у детей 3-7 лет с ДЦП в условиях группы кратковременного пребывания

Рекомендации специалистов > Учитель-дефектолог > Консультации

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СКАЗКА»,
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ № 150
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ, КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ,
350072, ГОРОД КРАСНОДАР, ЦЕНРАЛЬНЫЙ ВНУТРИГОРОДСКОЙ ОКРУГ,
УЛ. ИМ. 40-ЛЕТИЯ ПОБЕДЫ, 29/1, тел/факс (861)257-05-33, e-mail: skazka2007@mail.ru










«Планирование работы учителя – логопеда по развитию речи
у детей 3-7 лет с ДЦП в условиях
группы кратковременного пребывания»
(практическое пособие для учителей-дефектологов
дошкольных образовательных учреждений)









Автор: Овечая Анна Андреевна, учитель-дефектолог МБДОУ «Сказка»,
структурное подразделение № 150







г. Краснодар
2013




Пояснительная записка.


Рассмотрим подробнее суть коррекционной работы по устранению речевых нарушений, развитию речи при заболевании детским церебральным параличом. Речевые расстройства у больных ДЦП возникают очень часто (в 80% случаев). Изучению данной темы посвящены различные исследования Л.А. Даниловой, Е.М. Мастюковой, И.А. Панченко и др.
В зависимости от локализации и степени тяжести поражения мозга, проблемы нарушения речи у разных больных отличаются. Часто возникают проблемы с развитием молодых отделов мозга, которые начинают интенсивно развиваться уже после рождения ребенка. Ещё одной причиной отставания развития речи связано с ограниченным объемом знаний и представлений о мире, который окружает ребенка, а также с недостаточностью практической деятельности и социального развития. Все это из-за того, что больные дети обладают маленьким жизненным опытом и общаются с очень ограниченным кругом людей.
Очень распространенной ошибкой родителей в процессе воспитания детей, больных ДЦП, является гиперопека ребенка, желание сделать все действия за него, что приводит к тому, что ребенок уже и не стремится делать что-то сам. Он учится взглядом или жестом показывать родителям на то, что он хочет. При этом у него полностью отсутствует потребность в общении с помощью речи.
Развитие речи проходит медленно также в случаях, когда ребенок очень много времени проводит в лечебных учреждениях, что сопровождается отрицательным эмоциональным фоном из-за отрыва ребенка от матери и привычной для него обстановки. Давно замечено, что речевые нарушения проявляются более сильно, если у ребенка развиты сильные двигательные патологии. Это связано с тем, что у него ограничена возможность передвижения и познание окружающего мира, а также повышенный тонус мышц языка, трудность в дыхании и голосообразовании. Все это приводит к тому, что нарушается голосовая активность и ухудшается произношение звуков.
В раннем возрасте дети с церебральным параличом очень медленно увеличивают активный словарь, а длина предложений остается маленькой. Причем речь очень неразборчива, хотя пассивный словарь (понимают, что им говорят) намного больше активного. Сложнее всего для таких детей – усвоение глаголов. Часто они заменяют их на слова, обозначающие предметы. Больше всего у больных детей неразвита фонетическая сторона речи, т.е. произношение звуков. В самом начале развития речи они заменяют одни звуки другими, и если не проводить занятия с логопедом, то эти проблемы могут остаться до конца жизни. Следствием этого будет постоянная невнятная речь.
Коррекционную работу нужно начинать, опираясь не на возраст, а на его психоречевое развитие.

К основным направлениям коррекционной работы

(доречевой период) можно отнести:
- эмоциональное общение со взрослыми;
- приведение тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата в норму;
- стимулировать голосовые реакции, звуковую и речевую активность;
- корректировка кормления: глотание, жевание;
- развитие сенсорных процессов путем помощи при зрительном сосредоточении, плавном просиживании, слуховом сосредоточении и т.д.;
- обучение движениям рук и действиям с предметами: нормальное положение пальцев и рук, развитие хватательной функции, дифференциация движений пальцев рук, развитие манипулятивных функций;
- подготовка к этапу понимания речи.

Основные направления коррекционной работы на этапе появления первых звукокомплексов:

- использование различных предметов в соответствии с их функциями, обучение способности самостоятельно включаться в деятельность, формирование произвольного и устойчивого внимания, а также наглядно-действенного мышления;
- речевое и предметно-практическое общение с окружающими: понимание обращенной к ребенку речи, собственная речевая активность, мимика, жесты и интонации;
- получение и развитие знаний об окружающем;
- формирование и стимулирование зрительного, слухового и тактильного восприятий;
- развитие зрительно-моторной координации, а также навыков самообслуживания и опрятности.

Направления коррекционно-педагогической работы с детьми на этапе активного звукоподражания и появления первых слов, формировании фразы:

- игровая деятельность;
- общение с окружающими и сверстниками с помощью речи, формирование связной речи и пополнение обоих словарей (активного и пассивного).
- развитие пространственных представлений у ребенка;
- развитие мышления, внимания и памяти;
- элементарные математические представления о мире;
- развитие мелкой моторики рук и развитие ручной умелости.

Актуальность:
Огромную сложность в развитии речи и коррекции речевых нарушений вызывают сопутствующие заболевания у детей с ДЦП. Это соматические нарушения, патологии слуха, зрения, интеллекта, расстройств психики и поведения. В ДОУ комбинированного типа организованы группы кратковременного пребывания «Особый ребенок» для детей с ДЦП. На сегодняшней день не существует утвержденной программы по коррекции речевых нарушений и развитии речи детей с различными формами и степенью ДЦП, учитывающей сопутствующие заболевания детей. Таким образом, возникает необходимость в создании условий для комплексного специального сопровождения ребенка в детском саду, а так же планировании работы по развитию речи у детей 3 – 7 лет с ДЦП в условиях группы кратковременного пребывания.

Новизна практического пособия состоит в том, что предложенные методические рекомендации по развитию речи носят комплексный характер. Предлагаются детям в игровой форме все задания. Играя с геометрическими формами, тактильными таблицами, он познает свойства предметов; игры с игрушками развивают внимание и речевую активность ребенка; дыхательные игровые задания позволяют формировать правильное речевое дыхание; различая и запоминая звучание музыкальных инструментов, звуковых коробочек, звукоподражаний, малыш учится слушать, запоминать, - таким образом развивается его слуховое восприятие. А так же представлены задания, направленные на понимание вопросов и инструкций, так как развивать в ребенке способность к пониманию речи окружающих так же важно, как и научить его разговаривать.

Форма обучения: подгрупповые, индивидуальные.


В основе данной работы заложены методики:

1. Нарушение речи у детей с церебральным параличом: Кн. для логопедов.-М.: Просвещение, 1985.-192 с.
2. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта: метод. Рекомендации / Е. А. Екжанова, Е.А. Стребелева. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 175 с.
3. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. Для педагога дефектолога / Е.А. Стребелева.- М.: Гуманитар. Изд.центр ВЛАДОС, 2005. – 180 с.: ил.- (Коррекционная педагогика).
4. Коррекция социального и речевого развития детей 3-7 лет. Планирование, лексические темы, дидактические игры. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с. (Программа развития).
5. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Под ред. Л. А. Венгера. М., «Просвещение», 1973.


Конспект № 1.

Задание 1.
Цель: формировать положительный эмоциональный настрой на совместную со взрос¬лым работу, развивать ощущения собственных движений.
Взрослый хлопает своей ладонью по ладони ребенка, сопровождая свои действия сти¬хотворным текстом, и побуждает малыша к ответным действиям:
Ладушки - ладушки, Где были? У бабушки! Ладушки - ладошки, Звонкие ладошки. Хлоп - хлоп!
Задание 2.
Цель: учить фиксировать взгляд на ярком предмете, прослеживать его движение взглядом и рукой, формировать захват руки.
Ребенку предлагается найти яркую игрушку (колечко), подвешенную за ниточку в
ограниченном пространстве стола (дивана). Взрослый перемещает игрушку (колечко), дергая за ниточку, малыш прослеживает движение взглядом и пытается схватить ее ру¬кой.
Задание 3.
Цель: развивать зрительное восприятие, учить соотносить игрушку со звукоподра¬жанием, побуждать ребенка к произвольному произнесению звукоподражания.
С помощью сюрпризного момента (из «чудесного» мешочка, коробочки, из-за шир¬мы) ребенку предъявляется знакомая или любимая игрушка (например, мишка). Взрос¬лый совершает игровые действия с мишкой, сопровождая их словами: «В гости к нам при¬шел мишка. Он здоровается с тобой: «У -у - у!» Поздоровайся с мишкой (взрослый по¬буждает ребенка к произвольному или сопряженному * произнесению звукоподражания).
Если малыш охотно включается в игру, можно предложить ее усложнение - игру «Кто позвал» (вместе с мишкой в гости к малышу пришел волк-волчок («у-у-у!»); игрушки рас¬полагаются по правую и левую стороны от ребенка и по очереди «зовут» малыша, он по¬ворачивается к той игрушке, которая его «позвала»).
Варианты: аналогичные игры проводятся с самолетиком («у-у-у!») и паровози¬ком («у-у-у»).

Конспект № 2.

Задание 1.
Цель: формировать положительный эмоциональный настрой на совместную со взрос¬лым работу, развивать ощущения собственных движений.
Взрослый, действуя руками ребенка, произносит стихотворный текст:
Прилетели гули-гули голубочки, (машет руками)
На головку сели гули моей дочке. (кладет руки на голову малыша)
Ой! Шу, полетели! (разводит руки ребенка в стороны)
Задание 2.
Цель: учить ребенка фиксировать взгляд на предмете, прослеживать его движение взглядом и рукой, формировать захват руки.
Взрослый побуждает ребенка найти игрушку в пространстве комнаты (на диване, на стуле, на полке) и проследить взглядом за ее перемещением (с дивана на ковер, с ковра на стул, со стула на стол и т.п.) Активизировать внимание малыша можно с помощью стихотворных текстов:
Где же кукла наша, Найдем мы куклу Машу! Вова к кукле подойдет, Вова куколку найдет.
Если ребенок не фиксирует взгляд на игрушках, целесообразно начинать эту работу с использования цветных повязок на голове матери, ярких, блестящих предметов одно¬временно со звуковым раздражителем (звучанием бубна, погремушки, молоточка).
Задание 3.
Цель: побуждать ребенка к произвольному выдоху.
Игра «Султанчики» (султанчик легко изготовить из яркой фольги или новогодней ми¬шуры, привязав ее к карандашу).
Взрослый предлагает ребенку подуть вместе с ним на султанчик, обращая внимание малыша на то, как красиво разлетаются полоски.

Конспект № 3.

Задание 1.
Цель: развивать собственные ощущения с использованием различных поверхностей.
Перед ребенком на столе находятся мисочка с теплой водой, вата, жесткая щетка. Взрослый действует рукой ребенка, хлопая поочередно по воде, вате, жесткой щетке и сопровождая действия словами: «Хлоп - хлоп, моя рученька!» Если малыш с удовольствием участвует в этой игре, можно побуждать его к самостоятельным действиям.
Усложнение: за счет использования разнообразных поверхностей - наждачная бумага, мисочка с кремом и т.п.
Задание 2.
Целы формировать произвольный ротовой выдох.
Игра «Шарик»: взрослый предлагает ребенку подуть на легкий шарик для пинг-понга, который находится в тазике с водой.
Задание 3.
Цель: учить фиксировать взгляд на предмете, прослеживать взглядом его движение.
А. Появление игрушки из-за ширмы в заданном месте (например, справа) с предва¬рительной фиксацией взгляда на нем (предлагаемая инструкция: «Это мишка! Он спря¬тался. Посмотри, где спрятался?»), прослеживание движения игрушки в заданном на¬правлении над ширмой (для этой игры можно использовать игрушки Би-ба-бо для ку¬кольного театра).
Б. Появление игрушки из-за ширмы одновременно со звуковым сигналом (ударом в бубен).
Усложнение (вводится в случае, если ребенок легко справляется с основным задани¬ем):
а) находить игрушку по ее характерным деталям в пространстве комнаты (уши зайца
выглядывают из коробки, мяч из-за ножки стола, голова куклы из-под подушки и т.п.);
б) находить игрушки в пространстве комнаты с помощью «подзорной трубы», охва¬тывающей оба глаза (листа плотной бумаги, свернутого в широкую трубочку).

Конспект № 4.

Задание 1.
Цель: развивать ощущения собственных движений с помощью легких массажных действий руками.
Взрослый выдавливает крем на левую руку ребенка. Поглаживая и похлопывая ее от локтя до кончиков пальцев (-а также в обратном направлении), размазывает крем, дей¬ствуя правой рукой малыша. Затем меняет руки. Все движения сопровождаются слова¬ми:
С горки - бух! (движение от локтя к пальцам руки)
На горку - ух! (движение от кончиков пальцев до локтя)
По мере возможностей необходимо побуждать ребенка к самостоятельным действиям.
Задание 2.
Цель: формировать произвольный выдох.
Игра «Перышко»: ребенок сдувает с ладони взрослого перышко, легкий ватный ша¬рик.
Задание 3.
Цель: учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать ребенка к произ-вольному произнесению звукоподражания «а-а- а», развивать слуховое внимание.
Игра «В гости пришла кукла».
С помощью сюрпризного момента предъявляется знакомая кукла. Она хочет спать, нужно ее покачать, сопровождая действия звукоподражанием «а - а - а». Взрослый пока¬зывает игровые действия, сопровождая их словами: «Кукла Оля хочет спать, куклу надо покачать», и побуждает малыша сделать то же самое.

Конспект № 5.

Задание 1.
Цель: активизировать ощущения собственных движений с использованием ровных и неровных поверхностей.
Взрослый выдавливает крем на гладкую поверхность (зеркало, плоскую тарелку) и, работая рукой ребенка, размазывает крем по зеркалу (тарелке). Все действия сопровож¬даются словами:
По ровненькой дорожке (поглаживающие движения)
Топ-топ! (стучит ладонью по зеркалу)
По гладенькой дорожке (поглаживающие движения)
Скок-скок! (постукивающие движения).
Аналогичные движения производятся на неровной поверхности массажного коврика и сопровождаются словами:
По кочкам, по кочкам - топ-топ, На бугорочки - скок-скок, В ямку - бух!
Задание 2.
Цель: формировать произвольный выдох.
Игра «Занавесочная». Ребенок дует на бахрому, выполненную из папиросной бумаги. Предлагаемая инструкция: «Подуй на занавеску, за ней сюрприз» (маленькая игрушка).
Задание 3.
Цель: учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать ребенка к сопря¬женному, отраженному или произвольному произнесению звукоподражания «а-а- а», развивать слуховое внимание.
Игра «Айболит»: взрослый создает игровую ситуацию - к Айболиту приходят знако¬мые ребенку игрушки: зайка, неваляшка, крокодил.
- У зайки болят зубы. Зайка плачет: «А-а-а!»
- Как плачет Зайка?
- У крокодила болят зубы. Крокодил плачет: «А-а-а!» и т.п.
Малыш произносит вместе со взрослым, повторяет за ним, потом произносит само¬стоятельно звукоподражание «а - а - а!»

Конспект № 6.

Задание 1.
Цель: активизировать движения пальцев рук, формировать положительный эмоцио¬нальный настрой на занятия со взрослым.
Взрослый действует руками ребенка: указательным пальцем правой руки выполняет круговые движения по ладони левой руки. Действия сопровождаются словами: Сорока - сорока Кашку варила, Деток кормила.
Этому дала(по очереди загибаются мизинец), Этому дала (безымянный), Этому дала (средний), Этому дала (указательный), Этому дала (большой пальцы).
Задание 2.
Цель: привлекать внимание ребенка к звучащему предмету (колокольчику).
На столе перед ребенком 2 коробки, в одной из которых находится колокольчик. Взрослый достает его из коробки, демонстрирует звучание, затем убирает инструмент и, переставив коробочки местами, предлагает малышу найти колокольчик (выбрать нуж¬ную коробочку).
Варианты:
- использование погремушки, коробочки с мелкими предметами;
- увеличение количества пустых коробочек, участвующих в игре (ребенок выбирает из трех-четырех коробочек, в одной из которых находится колокольчик или погремушка).
Задание 3.
Цель: учить соотносить игрушки с сопряженным, отраженным или произвольным звукоподражанием и различать их.
Игра «У нас в гостях» («Зоопарк»): Из-за ширмы последовательно появляются игруш¬ки: мишка, кукла, крокодил, волк, зайчик. Они «здороваются» с малышом («а - а - а», «у -у - у») и прячутся за ширму.
Вопросы и инструкции:
- Угадай, кто поздоровался? Покажи.
- Позови того, кто поздоровался (вызов звукоподражаний).
Усложнение:
А. «Чудесный мешочек».
Доставая из него игрушки, ребенок воспроизводит звукоподражания.
Вопросы и инструкции:
- Покажи, кто позвал?
- Кто поздоровался так: «А - а - а»?
Б. «Кто ушел?» На столе 2-3 игрушки (самолет, волк, крокодил). Ребенок воспроиз¬водит звукоподражание к каждой игрушке. После этого одна из них убирается (напри¬мер, крокодил).
Вопрос: «Кто ушел?» (побуждать к произнесению звукоподражания).
Взрослый обращает внимание на то, как ребенок фиксирует взгляд на игрушке и про¬слеживает взглядом ее движение над ширмой.

Конспект № 7.

Задание 1.
Цель: активизировать активные и пассивные движения пальцев рук, формировать положительный настрой на занятия со взрослым.
Взрослый действует руками ребенка: загибает и разгибает пальчики малыша попере¬менно на правой и левой руке, сопровождая движения словами:
Этот пальчик - бабушка, Этот пальчик - дедушка, Этот мальчик - папочка, Этот пальчик - мамочка, Этот пальчик - Вовочка.
Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик - прыг в кровать! Этот пальчик прикорнул. Этот пальчик уж заснул. Встали пальчики. Ура! В детский сад идти пора!
Задание 2.
Цель: учить продолжительному ротовому выдоху.
Игра «Ветерок»: взрослый предлагает ребенку подуть на цветок одуванчика, веточку с листочками или на листочки, вырезанные из папиросной бумаги, как ветерок, сопро¬вождая действия ребенка стихотворным текстом:
Очень жаркий день-денечек. Дунь - по дунь, наш ветерочек. Ветерочек, ветерок, Дунь - подунь, наш ветер
Задание 3.
Цель: активизировать зрительное восприятие ребенка, формировать его речевую ак¬тивность, используя двигательные возможности.
Игра «Удочка». На столе, расположенные в ряд, лежат 2-3 разноцветные ленты (удоч¬ки). К концам двух из них привязаны знакомые игрушки (ребенок может назвать их, ис¬пользуя звукоподражание). Взрослый предлагает «поймать на удочку» мишку (самолет, крокодила). Для этого нужно потянуть за нужную ленту и подтащить игрушку к себе (мож¬но использовать совмещенные действия руками взрослого и ребенка или побуждать ма¬лыша повернуться и потянуться к нужной игрушке). После того как игрушка будет «поймана», ребенок называет ее, используя звукоподражание.

Конспект № 8.

Задание 1.
Цель: учить ребенка совершать действия руками (раскрывать ладони, широко разво¬дя пальцы) в соответствии со стихотворным текстом.
Взрослый произносит слова:
Поехали - поехали, Поехали - поехали,
С орехами, с орехами, К зайчику за мячиком,
К дедушке за репкой, За мячиком твоим,
Желтой, большой, Круглым и большим,
Вот какой! Вот каким! (показ руками)
(Взрослый разводит руки ребенка в стороны, показывая размеры репки и раскрывает его ладони).
Задание 2.
Цель: учить продолжительному ротовому выдоху
Игра «Бабочка, лети». Взрослый показывает ребенку бабочку, вырезанную из цвет¬ной бумаги, закрепленную по центру ниткой, дует на нее. Бабочка «летает». Игра сопро¬вождается стихотворным текстом:
Бабочка летала,
Над Вовочкой порхала.
Вова не боится -
Бабочка садится.
Взрослый «сажает» бабочку на руку ребенка, побуждая малыша подуть на нее.
Задание 3.
Цель: учить ребенка определять направление звука.
Два колокольчика находятся на расстоянии 1— 1,5 м друг от друга (в поле зрения ребенка). Взрослый попеременно звенит в колокольчики, предлагая ребенку повернуть¬ся к звучащему предмету.
Варианты.
А. «Где же, где же колокольчик?» Взрослый произносит стихотворную фразу, сопровождая ее демонстрационными дей¬ствиями:
- Где же, где же колокольчик? (Показывает колокольчик и прячет его в коробочку).
- Нет - нет, нет - нет. (Покачивает головой, побуждая ребенка к аналогичным дей¬ствиям).
- Где же, где же колокольчик? (Вынимает колокольчик из другой коробочки).
- Вот-вот, вот-вот. (Звенит в колокольчик, побуждая малыша к аналогичным действи¬ям рукой).
Б. Использование погремушек, звуковых коробочек.

Конспект № 9.

Задание 1.
Цель: используя разницу температурных ощущений, побуждать ребенка к произволь¬ным эмоциональным восклицаниям «Ой!АН! Ух! Ох!Ах!»
На столе перед ребенком мисочки с теплой водой, куском льда, предварительно на¬гретым в горячей воде пинг - понговым шариком. Малыш последовательно прикасается к этим температурным раздражителям с помощью взрослого, сопровождая действия эмо¬циональными восклицаниями (образец дает взрослый).
Задание 2.
Цель: учить ребенка произвольному выдоху.
Игра « Горячий чай». Взрослый предлагает ребенку подуть на горячий чай (суп) в блюдце (тарелке), чтобы он быстрее остыл. Показ действия сопровождается словами: «Наберу много воздуха и подую на чай!»
Задание 3.
Цель: учить сличать и объединять предметы по признаку цвета.
Игра « Разноцветная коробочка». В коробочке находятся шарики разных цветов. Взрос¬лый вынимает из нее красный шарик и просит ребенка достать из коробочки «такой же». Если малыш совершает неадекватные действия, взрослый сравнивает шарик ребенка со своим и дает установку: «Ты достал не такой шарик», - вынимает шар нужного цвета и говорит: «Достань такой же».

Конспект № 10.

Задание 1.
Цель: формировать представление о схеме тела.
Взрослый читает стихотворный текст, сопровождая его совмещенными с ребенком движениями:
Взрослый читает сокращенный вариант потешки:
Водичка, водичка!
Умой мое личико,
Умой глазки,
Умой ротик,
Умой носик,
Умой ушки! (совершает воображаемые действия - «умывается»)
При повторном чтении он побуждает ребенка к выполнению аналогичных действий. При наличии двигательных затруднений взрослый действует руками малыша.
Вова хлопать как умеет,
Своих ручек не жалеет:
Хлоп - хлоп, хлоп - хлоп! (хлопает руками)
Вова топать как умеет,
Своих ножек не жалеет:
Топ - топ, топ - топ! (топает ножками)
Ручками захлопали:
Хлоп - хлоп - хлоп! (хлопает руками)
Ножками затопали:
Топ - топ - топ! (топает ножками)
Задание 2.
Цель: учить узнавать и выделять барабан из ряда звучащих предметов (колокольчика, погремушки, звучащей коробочки).
Ребенку демонстрируется звучание барабана, дается звукоподражание: «Бом - бом». Далее взрослый показывает имитационное движение раскрытой ладонью по столу, по¬буждая малыша к одновременному с движением проговариванию звукоподражания.
По просьбе взрослого ребенок выбирает барабан из ряда звучащих предметов (игрушки находятся перед малышом). Большое внимание уделяется имитационным движениям, согласованным со звукоподражанием.
Задание 3.
Цель: учить сличать и объединять предметы по признаку цвета.
Игра «Разноцветная коробочка»
Аналогичные задания проводятся с кубиками, счетными палочками, цветными кар¬точками, мелкими игрушками, мелким материалом (мозаикой, пуговицами).

Яндекс.Метрика

Назад к содержанию | Назад к главному меню