Мой ребенок способный

Детский сад № 150 г. Краснодар


Перейти к содержанию

Главное меню:


Мой ребенок способный

Рекомендации специалистов > Воспитатель

Мой ребенок способный


В раннем возрасте, в первые три года, ребенок развивается удивительно быстро. Казалось бы, только что лежал, покряхтывая и посапывая, в кроватке, не умея даже повернуться на бочек. А всего через год – два бывший несмышленость, как по волшебству, превратился в любознательного человека, умеющего ходить, бегать, говорить, задавать вопросы, запоминать песенки и стихи, каждый день овладевая все новыми умениями и радуя тем самим своих близких.

До 2-3 лет родители, как правило, не придают значения тем умениям и знаниям, которые их малыш накапливает.

Но чем ближе к школе, тем больше волнует вопрос:

«Способный ли он? Сможет ли хорошо учиться?»

Способности у каждого свои. Увидеть и направить их развитие – задача родителей. Легче, конечно, называть школьника бестолковым, но виноваты в этом взрослые, если в свое время не уделили должного внимания его развитию.

Ребенок способен стать развитым, разумным человеком.

Но у каждого имеются индивидуальные черты. Один малыш быстрей начнет ходить, будет более подвижен, ловким, другой раньше станет говорить, удивляя своей эрудицией, третий будет сооружать фантастические постройки.

Нормально развивающийся с рождения малыш вполне может стать способным учеником, если с раннего периода не блокируют его стремление, а помогают раскрываться его возможностям. Кроме того, каждому году жизни соответствуют возрастные особенности развития. Родителям знать о них не бесполезно, ибо бывают в воспитании крайности: ребенка или перегружают знаниями, или их ему не додают.

Способности – понятие многогранное. Пока ребенок мал, лучше развивать его всесторонне. Первые годы жизни решающую роль в этом играют близкие взрослые, которые занимаются с ребенком, обучают его, ухаживают за ним.

Внимательный родитель всегда заметит интерес малыша к чему - то, и постараются его подкрепить, развить желание действовать дальше. К примеру, двухлетнему мальчишке интересно строить из больших диванных подушек домики или влезать в ящики, строить «норки». Помогите детскому воображению. На улице вместе с ним соорудите шалашик или небольшую снежную крепость. Ребенку станет интересно, возникшие эмоции создадут хорошее настроение, желание повторить игровые действия. Дома предложите кубики, покажите, как строить дорожку, домик, крепость для маленьких фигурок. У ребенка заработает воображение, проявятся задатки творчества. Это отразиться и на других деяниях, возникнет желание осваивать конструктивные действия, лучше разовьется рука. Может быть, в последствии он окажется удивительно умелым в сооружении башен и дворцов, пусть пока из кубиков, а потом….. Как знать? В любом случае образное мышление разовьется, а это не так уж мало.

Нет не способных детей. Каждый, обладает какими – то способностями, которые можно увидеть, но можно и не заметить, и даже затормозить. У детей любого возраста есть общие черты, но есть и сугубо индивидуальные.

Понаблюдаем. После года все начинают произносит слова, а один – говорит уже предложениями. Все дети подпевают и подтанцовывают, а кто – то лучше производит мелодию, тоньше чувствует звуки, точнее передает движения танца. На третьем году жизни все могут пройти по доске, а кто – то это делает быстро, ловко, грациозно.

Рано выявленные склонности малыша требует внимания специалистов. Но здесь важно не навредить восприимчивому, хрупкому детскому организму, не довести до перегрузок. Обнаружив способность своего ребенка к чему – то, давайте просто ее совершенствованию, но обязательно в комплексе с общим развитием.

Дети с явно выраженными способностями уже в раннем возрасте опережают своих сверстников по многим показателям. Как правило, они очень рано начинают говорить. Приблизительно с 8 месяцев произносят звуки и слоги, соответствующие названию предмета, действия, игрушки. К году они имеют запас слов, характерный для полуторагодовалых (около 40-50 слов – символов), иногда говорят словом и жестом или двумя словами, что есть для них предложение. Речь становится средством общения с окружающими, из которого они черпают знания. Потребность в познании возрастает. Они рано начинают задавать много вопросов, в том числе, самый главный: «Почему?».

Особо способных отличает своеобразная внимательность, они замечают то, что другие ни за что бы не увидели (извилистую трещинку на стенке, кривой сучок среди веток дерева, резной листок дуба на кучке других листьев). Одна девчушка рассматривала картинку в книжке. Когда ее спросили, что там нарисовано, она ответила: «Собачка». Мама долго недоумевала, где ее двухлетняя дочь могла это увидеть. Но оказалось, что действительно на дальнем плане очень невыразительно нарисована крошечная собачка. Ребенок обратил внимание именно на нее, а не на крупные предметы, изображенные на первом плане, поскольку только что играл на улице с песком.

В самом раннем возрасте дети очень любознательны. Они открывают дверцы шкафов, крышки коробок, кастрюль, крутят ручки, нажимают на кнопки. Такое любопытство, нередко приводит к нежелательным результатам. Но познавательный интерес очень велик, а опыта еще почти никакого нет, поэтому малыш ничего не боится, упорно куда-то влезает, что на себя тянет.

Можно все запретить, огородить от бед, ограничит в передвижении, но лучше все же предоставить возможность познать окружающее конечно, под контролем взрослого. Детское любопытство очень скоро перерастет в любознательность – важное качество человека, способного к творчеству.

Повышенная познавательная активность может иметь некоторые непредвиденные последствия, вызывающие негодование родителей: перекрученная пружина часов, разобранные электронные игрушки. Все, что попалось под руку любознательному исследователю, становится предметом его внимания. Здесь решать родителям – запрещать, наказывать или вместе рассматривать, изучать, исследовать то, что заинтересовало.

Любопытство – важное условие познания для маленького ребенка, такое качества необходимо для развития умственных способностей. Не гасите это стремление, направьте в нужное русло. К примеру, захотелось вашему сыну порисовать на холодильнике. Не ругайте, не кричите, а достаньте большой лист белой бумаги, положите на пол. Покажите, что на нем можно рисовать. Малыш с радостью увлечется «живописью» и останется, доволен: его замысел реализован. Он фантазирует, творит, доставляя удовольствие себе и родителям. Ну а если чирканье фломастером по стене вначале вызывает у взрослых улыбку, а потом запрет, ребенок теряется. Но интерес к новой деятельности более силен, чем реакция на запрещение, и следующий раз он разрисует обои. Согласитесь, ведь красивые полосы остаются от его движений рукой? Это не баловство, а стремление познавать, овладевать новым.

У способных детей с раннего детства хорошая память. Им достаточно одного-двух повторений, чтобы запомнить текст сказки или стихотворения. Многие начинают рифмовать слова, придумывать свои сказки.

Заметив способность к запоминанию, некоторые родители стимулируют детей к заучиванию сложных и непонятных текстов. Если малыш не понимает смысла, не будет никакой пользы, он вскоре отстраниться от такой деятельности, перестанет удивлять окружающих знанием отрывков из «Евгения Онегина».

Бывает, родители, заметив у ребенка явный интерес к какому – то виду деятельности, прикладывают все силы, чтобы развивать у него специфические умения, и забывают обо всех остальных жизненно важных навыках. Это ведет к одностороннему развитию. В результате трех летний карапуз может знать шахматные ходы, но совершенно не уметь играть со сверстниками.

Указанные выше признаки способностей вообще характерны для детей быстрыми темпами, родителям требуется своевременно искать и находить правильные приемы воспитания. Один из самых верных и распространенных – стимулирование и подкрепление способов, при помощи которых дети осуществляют свои действия. Недоразвитие в раннем детстве многих умений (двигательных, эмоциональных, речевых, игровых, мыслительных, общения) так же вредно сказывается, как и перегрузка, информацией и искусственное натаскивание с целью успешного освоения чего-либо одного.

На третьем году жизни дети, в большинстве своем, охотно играют, рисуют, лепят, строят, легко запоминают, увлеченно поют и танцуют. Приобретаемые навыки создают основу для проявления их способностей. Но способности эти будут развиваться стихийно или вовсе не обнаружатся, если все пустить на самотек.

Несомненно, в любом развитии следует исходить из интересов, проявляемых ребенком, но при этом постараться учесть возможности, соответствующие его возрасту, а также индивидуальным особенностям малыша, которые родителям хорошо известны.

Тогда успех в развитии обеспечен!





Яндекс.Метрика

Назад к содержанию | Назад к главному меню