Конспект занятия для детей старшего возраста с ЗПР по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Встреча весны»

Детский сад № 150 г. Краснодар


Перейти к содержанию

Главное меню:


Конспект занятия для детей старшего возраста с ЗПР по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Встреча весны»

Рекомендации специалистов > Учитель-дефектолог > Рекомендации, советы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Муниципального образования г. Краснодар
«Детский сад комбинированного вида «Сказка»
структурное подразделение №150





Конспект занятия
для детей старшего возраста с ЗПР по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи

«Встреча весны»





подготовила
учитель -дефектолог
Овечая Анна Андреевна





Краснодар
2013


Предварительная работа. Наблюдение за набуханием почек и появлением листочков на срезанных в третью неделю фев¬раля веточках тополя и березы; их сравнение: «Чем похожи? В чем различие?».
Цели. Обогащать и уточнять словарь по теме (изменения в жизни растений: набухание почек, распускание листьев, цве¬тение растений); закреплять названия весенних месяцев; раз¬вивать непроизвольную память, мышление; воспитывать бе¬режное отношение к природе.
Материал. Демонстрационный материал: картинки («Солн¬це»; лужа, маленькая зеленая травка на фоне жухлой травы;
символы дня и ночи — черная и желтая полоски разной дли¬ны; дерево с почками и мелкими зелеными листочками; мать-и-мачеха, подснежники.

Ход занятия
Организационный момент
Игра «Повтори, не ошибись»: март — апрель — май, май — апрель — март, май — март — апрель, апрель — май — март.
Дефектолог. Какие слова вы повторяли? (Это названия месяцев.) Месяцы какого времени года вы называли? (Весны.) Сколько месяцев длится весна? (Три.) Назовите пер¬вый весенний месяц. (Март.) Назовите последний месяц весны. (Май.) Назовите месяц, который идет между мартом и маем. (Апрель.) Март — который по счету месяц весны? (Первый.)

Работа с демонстрационным материалом
Повторение признаков весны с одновременной демонстра¬цией каждого признака.
Картинка «Солнце». (Солнце светит ярче и пригревает.)
Лужа, маленькая зеленая травка на фоне жухлой травы. (Снег растаял, травка зеленеет.)
Символы дня и ночи — черная и желтая полоски разной длины. (День становится длиннее, ночь — короче.)
Дерево с почками и мелкими зелеными листочками. (На деревьях набухают почки и распускаются листочки.)
Мать-и-мачеха, подснежники (появляются первые весенние цветы: подснежники, мать-и-мачеха.)

Игра с мячом «Какой?»
Солнце — солнечный, снег — снежный, зелень — зеленый; травка — травяной, травянистый; день — дневной, ночь — ноч¬ной; длина — длинный; коротко — короткий; лист — листвен¬ный; весна — весенний; цвет — цветной; цветок — цветочный.

Физкультминутка
Пальчиковая гимнастика «Листья».
Раз, два, три,
Четыре, пять, (Загибают пальчики, начиная с большого.)
Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки.)
Листья березы, Листья рябины, Листья клена, листья ели,
Листики дуба мы соберем, (Загибают пальчики, начиная с большого.)
Букет маме отнесем. («Шагают» по столу средним и указа¬тельным пальчиками.) Н. Нищева

Работа с раздаточным материалом
«Признаки весны». Каждому ребенку предлагается альбом¬ный лист, разделенный на 8 частей (по горизонтали на 2 час¬ти, по вертикали на 4 части) и цветные карандаши. Дефектолог проговаривает предложение (признак весны), а каждый ребенок рисует картинку-опору в соответствующем прямо¬угольнике листа: «Весной солнце светит ярче и пригревает. Снег растаял, травка зеленеет. День становится длиннее, ночь — короче. На деревьях набухают почки и распускаются листочки. Появляются первые весенние цветы. На полянках появляются подснежники. На пригорках появляются цветы мать-и-мачехи».
Дефектолог. Запишите название этого времени года в последнем прямоугольнике.

Составление рассказа-описания
Дети составляют рассказ о весне по опорным картинкам (рассказ по цепочке; рассказ двумя (тремя) детьми, одним ре¬бенком).

Упражнения для закрепления на индивидуальных занятиях

Работа с серией сюжетных картинок на тему «Весна».
«Вычеркни зеленым, красным, желтым». (Ряд геометричес¬ких фигур. Задание: вычеркни треугольники — зеленым, кру¬ги — красным, квадраты — желтым цветом.)
«Цифры по порядку». (В квадрате числа от 1 до 10 в произ¬вольном порядке. Задание: соедини стрелочками числа по порядку.)

Список литературы

1. Кондратьева С. Ю., Агапутова О. Е. Коррекционно-игровые занятия в работе с дошкольниками с задержкой психического развития. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 176с.
2. Тарасов М. А. Коррекция социального и речевого развития детей 3-7 лет: Планирование, лексические темы, дидактические игры. – М.: ТЦ СФЕРА, 2005. – 192 с.
3.Ильина М.В. Тренируем внимание и память. Тесты и упражнения для детей 5 10 лет: Пособие для психологов, воспитателей ДОУ, учителей. – М.: АРКТИ, 2005. – 136 с.

Яндекс.Метрика

Назад к содержанию | Назад к главному меню